суббота, 30 апреля 2011 г.

Автоматизация подачи и обработки заявлений на ознакомление с материалами судебных дел в Высшем Арбитражном суде РФ – Часть 1

 

Данная серия статей посвящена вопросу автоматизации процесса подачи и обработки заявлений на ознакомление с материалами судебного дела путём проектирования и разработки автоматизированного информационного модуля в рамках системы “Электронное правосудие”.

Введение

Ознакомление с материалами дела – это мероприятие, дающее возможность подстраховаться от неожиданностей, преподносимых другой стороной в судебном процессе, а также заранее выстроить линию защиты своих прав и законных интересов.

Общие правила ознакомления с материалами дела установлены Инструкцией по судебному делопроизводству в районном суде, утвержденной приказом Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 29 апреля 2003 года № 36 (далее по тексту «Инструкция»). На сегодняшний момент процедура ознакомления для лиц, желающих ознакомится с делом, непрозрачна, не удобна и занимает очень много времени. В судах образуются огромные очереди, суды иногда просто не справляются с таким количеством заявлений. Это очень серьезная проблема, так как чаше всего от ознакомления с делом зависит исход самого дела.

В данных условиях актуальной является задача разработки и внедрения автоматизированной системы подачи и обработки заявлений. Поэтому целью данной работы является проектирование, разработка и внедрение автоматизированной системы подачи и обработки заявлений на ознакомление с материалами судебного дела в Высший Арбитражный Суд РФ (далее ВАС РФ). Проектирование и разработка должны вестись с учётом требований ВАС РФ и Гражданским Процессуальным Кодексом РФ.

Постановка задачи

Основной задачей дипломного проекта является автоматизация процессов подачи и обработки заявлений на ознакомление с материалами дела. Для выполнения данной задачи необходимо:

  1. Исследовать и проанализировать процесс обработки заявлений на ознакомление в Высшем Арбитражном Суде РФ.
  2. Разработать техническое решение проблем, выявленных при анализе процесса ознакомления.
  3. Спроектировать и разработать автоматизированный модуль подачи и обработки заявлений, что включает создание требований, составление технического задания на разработку с полным перечнем функций, реализуемых в данном приложении, и его техническую реализацию.
  4. Оценить экономическую эффективность данной разработки. Определить материальную и качественную составляющие эффекта, полученные в результате использования модуля подачи и обработки заявлений на ознакомление.
  5. Подвести итоги о целесообразности и успешности разработки данного модуля.

1 Исследование объекта автоматизации

Автоматизация рутинных операций, на сегодняшний день, стала не просто средством оптимизации внутренних процессов организации, а насущной необходимостью. Именно автоматизация дает новые возможности любой организации по ускорению работы, позволяет принимать оперативные решения, обеспечивает сохранность данных.

В данной дипломной работе объектом автоматизации является Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.

1.1 Описание организации-заказчика

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации выступает в роли высшего звена судебной системы РФ. ВАС РФ является высшим судебным органом, который занимается разрешением экономических и прочих споров, анализируемых арбитражными судами.

1.2 Описание процесса ознакомления с материалами судебного дела

В соответствии со статьей 35 ГПК РФ, лица, участвующие в деле, обладают правом ознакомиться с материалами дела (то есть со всеми документами, которые предъявляются в суд при подаче искового заявления истцом, а также предоставляются ответчиком и иными лицами в процессе судебного разбирательства), делать выписки из них, снимать копии [4]. Эта процедура не просто очень полезная, но иногда просто необходимая. С материалами дела имеют право знакомиться все лица, участвующие в деле. ГПК РФ определен круг таких лиц. К ним относятся:

· истец,

· ответчик,

· третьи лица,

· прокурор,

· лица, обращающиеся в суд за защитой прав, свобод и законных интересов других лиц,

· заявители и другие заинтересованные лица по делам особого производства и по делам, возникающим из публичных правоотношений и др. ( ст. 34 ГПК РФ).

Далее описаны общие правила ознакомления с материалами дела.

1.3 Предлагаемое решение автоматизации

Для автоматизации процесса формирования заявлений на ознакомление с материалами судебного дела, подачи их в арбитражный суд, отслеживание хода рассмотрения поданных заявлений необходимо разработать интерактивный веб-сервис, который является частью фронт-офиса автоматизированной системы «Электронное правосудие».

Также нужно реализовать часть бэк-офиса данной системы, который предназначен для автоматизации процесса регистрации и обработки заявлений на ознакомление с материалами судебного сотрудниками арбитражных судов. Заявления могут быть отправлены в электронном виде участниками споров посредством фронт-офиса системы «Электронное правосудие» или поданы непосредственно в суд в бумажном виде.

Также для бэк-офиса системы автоматизации необходимо разработать режимы работы для следующих групп пользователей:

· Регистратор заявлений на ознакомление;

· Обработчик заявлений на ознакомление;

· Помощник судьи;

· Сотрудник зала ознакомления;

· Судья;

· Администратор.

В зависимости от статуса пользователь должен иметь определенные полномочия по работе с заявлениями. Объем полномочий должен выставляется системным администратором при регистрации пользователя бэк-офиса или при редактировании его учетной записи. В зависимости от полномочий в меню системы должна быть выведена группа функций для каждого статуса пользователя. Каждую такую группа функций нужно будет объединить в режим. Режим, по сути, является автоматизированным рабочим местом (далее АРМ) пользователя. Таким образом, в системе должны быть реализованы:

· АРМ регистратора заявлений на ознакомление

· АРМ обработчика заявлений на ознакомление;

· АРМ помощника судьи;

· АРМ сотрудника зала ознакомления;

· АРМ судьи.

2 Проектирование и разработка модуля подачи и обработки заявлений на ознакомление

В разрабатываемый модуль должны входить веб-сервис для персонализированного формирования заявлений на ознакомление, подачи их в арбитражный суд и отслеживание хода их рассмотрения, и внутренний сервис для обработки заявлений сотрудниками арбитражных судов.

Система должна обеспечивать прием, обработку и хранение порядка 200000 заявлений, поступающих в течение календарного года. Таким образом, к системе предъявляются следующие ниже требования.

2.1 Требования к системе

Система “Электронное правосудие” должна реализовывать:

· Регистрацию заявлений на ознакомление с материалами судебного дела и заявлений на выдачу копии из фронт-офиса системы;

· Регистрацию заявлений в бек-офисе системы;

· Автоматизацию рабочих мест сотрудников АС по обработке заявлений;

· Обратную связь с фронт-офисом по результатам рассмотрения заявлений;

· Статистику по поступившим заявлениям.

Единую систему нумерации и учета заявлений в суде и возможность распечатки заявлений, поданных в электронном виде с назначенным ему штрих-кодом.

2.1.1 Требования к структуре и функционированию системы

Система должна быть построена по модульному принципу с использованием унификации применяемых функций, блоков, процедур.

Система должна следовать типовым принципам построения интерфейсов в стиле операционной системы Windows, ориентироваться в первую очередь на удобство использования, скорость выполнения операций, безопасность хранения данных.

Система должна состоять из подсистем, функционально реализующих требования к создаваемому программному обеспечению.

2.1.2 Требования к режимам системы

Система базового комплекта должна состоять из автоматизированных режимов, функционально реализующих требования к создаваемому программному обеспечению.

В зависимости от статуса пользователь имеет определенные полномочия по работе с заявлениями. Объем полномочий выставляется системным администратором при регистрации пользователя бэк-офиса или при редактировании его учетной записи. В зависимости от полномочий в меню системы будет выведена группа функций для каждого статуса пользователя [.

В ниже приведенной таблице указаны режимы и списки заявлений, доступные данным группам пользователей в соответствии с их полномочиями. Доступные для пользователя режимы и списки заявлений будут выводиться в меню, остальные будут для него скрыты [11].

Таблица 2.1.

Доступность режимов и списков заявлений группам пользователей

clip_image002

clip_image004

По регламенту делопроизводства после регистрации во фронт-офисе заявление должно быть принято к рассмотрению в течение трех дней, при этом сотрудник суда ему выставляет результат рассмотрения, о чем пользователь фронт-офиса получает соответствующее уведомление по электронной почте[11].

Каждое зарегистрированное заявление имеет статус. Возможные статусы заявлений приведены в таблице 2.2.

Таблица 2.2.

Статусы заявлений

Статус

Описание

Отправлено

Статус заявления после успешной отправки в бэк-офис из фронт-офиса.

Изменено

Статус заявления после внесения в него изменений пользователем фронт-офиса.

Принято

Статус заявления после регистрации его в бэк-офисе.

В работе

Статус заявления после принятия заявления в работу (подготовка материалов к ознакомлению).

Оставлено без движения

Запрос к заявителю за уточнением атрибутов в карточке при подаче через вэб-сервис.

Готово

Статус заявления после окончания подготовки материалов в бэк-офисе.

Ознакомление продлено

Статус заявления, если в текущий день не хватило времени на ознакомления с судебным делом. Новое время для ознакомления выбирается сотрудником зала ознакомления совместно с заявителем.

Срок ознакомления изменен

Изменен срок ознакомления по заявлениям, где заявления не были подготовлены к назначенному сроку.

Отозвано

Статус заявления после отзыва его заявителем с рассмотрения в суде.

Ознакомление произошло

Статус заявления после ознакомления с материалами судебного дела.

Ознакомление не произошло

Статус заявления, если ознакомления с материалами судебного дела не произошло.

Возвращено

При рассмотрении заявления выявлено, что его содержание носит оскорбительный или не относящийся к делу характер.

Отказано

Статус заявления, которому было отказано в выдаче материалов судебного дела для ознакомления.

По мере обработки заявления его статус меняется. Схема прохождения заявлений на ознакомление с материалами судебного дела представлена на рисунке 2.1.

clip_image005

Рис. 2.1. Схема прохождения заявления на ознакомление

2.1.3 Требованя к архитектуре системы

Архитектурно система должна строиться на современных принципах построения приложений с использованием сервисно-ориентированного подхода и тонкого клиента на базе Microsoft Internet Explorer версии не ниже 6.0 или Mozilla Firefox версии не ниже 3.2.

Каждая функциональная подсистема должна реализовываться в виде одного или нескольких сервисов, функционирующих под управлением сервера приложений, в качестве которого может выступать Internet Information Server или аналог.

Все серверные компоненты подсистем должны функционировать на единой платформе Microsoft .NET Framework и взаимодействовать с системой управления базами данных Microsoft SQL Server 2008 [11].

Подсистема безопасности должна быть интегрирована с аутентификацией на базе домена и системой каталогов LDAP, использовать встроенные в операционную систему механизмы обеспечения безопасности.

2.1.4 Требования к численности, квалификации персонала и режиму его работы

Численность персонала определяется на каждом объекте внедрения в соответствии с объемом обрабатываемых данных и штатным расписанием. Возможно совмещение нескольких функций одним специалистом.

Весь персонал, участвующий в функционировании разрабатываемой системы, условно может быть разделен на следующие группы:

· Пользователи системы – сотрудники, непосредственно участвующие в работе с заявлениями и осуществляющие их обработку на своих автоматизированных рабочих местах с помощью средств Системы, т.е. работающие с Системой в режиме активного ввода данных. На рабочих местах этих сотрудников устанавливаются функциональные модули (один или несколько) Системы. В компетенции этих пользователей находится создание, обработка и просмотр заявлений, вывод печатной формы.

· Администратор системы – сотрудник, осуществляющий настройку Системы на правила и режим работы ВАС РФ, а также общий контроль над состоянием содержания базы данных. В его компетенции находится регистрация пользователей системы, просмотр и редактирование учетных записей пользователей.

· Системный Администратор – сотрудник, не участвующий в технологии процесса обработки заявлений, а выполняющий работы по обеспечению работоспособности системы. В его компетенции находится администрирование операционной системы серверов и компонентов операционной системы, администрирование системы управления базами данных, резервное копирование данных.

Квалификация пользователей системы должна удовлетворять требованиям, предъявляемым к пользователям современных программно-технических средств, не обладающих профессиональной подготовкой в области информационных технологий:

· умение правильно обращаться с компьютерами;

· умение работать в среде Windows и правильно пользоваться ее стандартными средствами и операциями (использование мыши, знание особенностей интерфейса, обмен данными между приложениями и т.д.);

· умение работать в интернете;

· умение работать с соответствующими режимами или сервисами Системы “Электронное правосудие”.

Администраторы системы кроме владения навыками, перечисленными выше, должны:

· знать особенности работы Системы;

· хорошо знать положения руководств пользователя и администратора Системы в части администрирования Системы;

· иметь достаточный опыт работы на персональных компьютерах и автоматизированных рабочих местах.

Системные Администраторы должны:

· обладать хорошими знаниями и навыками в части администрирования операционной системы Microsoft Windows Server 2003, 2008;

· обладать хорошими знаниями и навыками в части администрирования СУБД Microsoft SQL Server 2008

· знать элементы структуры баз данных системы и особенности в части организации БД;

· иметь достаточный опыт администрирования персональных компьютеров, серверов и автоматизированных рабочих мест.

В целях обеспечения овладения пользователями и администраторами подсистем навыками работы с Системой, перед вводом системы в эксплуатацию должно быть проведено их обучение в соответствии с выполняемыми функциями. К работе с Системой должны допускаться только успешно закончившие обучение пользователи и администраторы [11].

2.1.5 Требования по сохранению информации при авариях

Высшим Арбитражным судом РФ должны быть предусмотрены средства защиты программных продуктов, баз и банков данных от аварий электропитания путем оснащения серверов и рабочих станций устройствами бесперебойного питания.

Функции резервного копирования баз данных с целью предотвращения утраты информации по причине сбоев и аварий технических средств обеспечиваются СУБД. Ответственность за обеспечение надлежащего резервного копирования, определяемого Регламентом обслуживания Системы, лежит на ВАС РФ.

Функции восстановления комплекса от сбоев обеспечиваются программно-аппаратным комплексом на основе кластеризации и функций кластеризации операционной системы и системы управления базами данных и обеспечивается ВАС РФ.

2.1.6 Требования к патентной чистоте

Система должна быть свободна от возможности предъявления любых прав и притязаний третьих лиц, основанных на промышленной, интеллектуальной или другой собственности [11].

Выполнение требования по обеспечению лицензионности прикладных программных продуктов, созданных Исполнителем в рамках настоящего проекта, обеспечивается Исполнителем. Выполнение требований по обеспечению лицензионности общесистемного программного обеспечения и программного обеспечения общего назначения, используемого на рабочих станциях пользователей и сервере(ах), обеспечивается ВАС РФ.

2.1.7 Требования к стандартизации и унификации

Система, разрабатываемая в сервисно-ориентированной архитектуре, с установленной на сервере реляционной СУБД MS SQL Server 2008 и операционной системой Microsoft Windows 2003 (2008), должна использовать средства СУБД для реализации функций Системы, выполняемых на сервере БД, как то – хранимые процедуры, функции, предоставления, ограничения. В клиентской части Система использует ОС Microsoft Windows. При реализации функций Системы в максимальной степени должны использоваться средства этой системы. В качестве браузера системы используется Microsoft Internet Explorer версии не ниже 6.0 или Mozilla Firefox версии не ниже 3.2.

Создаваемые программные средства Системы должны соответствовать соглашениям и стандартам, имеющимся в MS SQL Server, Windows, отображения информации на экране, вызова справочной информации, организации пользовательского интерфейса и т.п [11].

Для исключения избыточности технологических процедур при выполнении функций системы следует единообразно реализовать общие для всех функций процедуры.

Проектные решения Систему при выполнении различных функций системы должны обеспечивать:

· соблюдение единых правил организации интерфейса с пользователем;

· типовую реакцию системы на неверные действия пользователей;

· единообразие заполнения классифицируемых реквизитов с использованием справочников;

· использование фиксированного перечня терминов и определений системы при организации диалога и формировании экранов;

· типовой подход к разграничению доступа пользователей к информации системы;

· максимальное использование средств, имеющихся в инструментальных средствах разработки системы (базовые библиотеки процедур и функций, DLL, элементы интерфейса и т.п.).

2.2 Архитектура модуля работы с заявлениями на ознакомление

Модуль формирования и обработки заявлений на ознакомление создаётся как часть системы “Электронное правосудие”. Все модули уже существующие в системе представлены на рисунке 2.2.

clip_image006

Рис. 2.2. Схема системы “Электронное правосудие”

Архитектура модуля разрабатывалась с учётом технических требований и требований к функциональности системы. Архитектурой АИС называется распределение функций по ее подсистемам и компонентам, точное определение границ этих подсистем и их взаимодействия по управлению и данным, а также распределение хранения и исполнения этих подсистем и компонентов по различным ЭВМ, объединенных в локальную или глобальную вычислительную сеть [8].

Опыт показывает, что только изменение архитектуры АИС при прочих равных условиях может изменять в сотни раз суммарные затраты на разработку. Поэтому правильный выбор архитектуры АИС — наиболее эффективный способ снижения стоимости разработки и эксплуатации всей системы в целом.

С целью эффективного управления информационно-вычислительными ресурсами в распределенной системе в основу архитектуры подуля обработки заявлений на ознакомление положена трехуровневая модель "клиент — сервер", известная как модель сервера приложений (Application Server — AS)(рис. 2.3).

clip_image007

Рис. 2.3. Архитектура модуля работы с заявлениями на ознакомление

Данные, с которыми идёт работа в Высшем Арбитражном Суде РФ, очень важные и никаким образом нельзя допустить утечки информации. Для этого используется распределение фронт-офиса и бэк-офиса и базы данных по разным серверам, а также вынесение фронт-офиса в демилитаризованную зону сети (рис. 2.4).

Демилитаризованная зона (далее ДМЗ) — технология обеспечения защиты информационного периметра, при которой серверы, отвечающие на запросы из внешней сети, находятся в особом сегменте сети (который и называется ДМЗ) и ограничены в доступе к основным сегментам сети с помощью межсетевого экрана (файрвола), с целью минимизировать ущерб, при взломе одного из общедоступных сервисов находящихся в ДМЗ [8].

clip_image009

Рис. 2.4. Схема серверов модуля обработки заявлений на ознакомление

Для хранения данных модуля разработана реляционная нормализованная база данных. Целью нормализации является устранение недостатков структуры базы данных, приводящих к вредной избыточности в данных, которая в свою очередь потенциально приводит к различным аномалиям и нарушениям целостности данных. На рисунке 2.5 представлена структура базы данных, используемой в модуле работы с заявлениями. На фронт и бэк-офис приходится одна база данных[12].

clip_image011

Рис. 2.5. Структура базы данных

Комментариев нет:

Отправить комментарий